Мы продолжаем серию статей о материалах, используемых при производстве велосипедных рам. В предыдущих статьях мы рассмотрели стальные и алюминиевые. В этой остановимся на использовании титановых сплавов, а в следующих поговорим о карбоне и других более редких и даже экзотических материалах.
Итак, поехали.
Титан и его сплавы в велосипедных рамах.
Если брать чисто физические и эксплуатационные характеристики титановых рам, то их можно назвать практически самыми лучшими из всех. Этот материал сочетает в себе все лучшее от стальных и алюминиевых рам.
Сам по себе титан редкий и дорогой металл и в чистом виде для производства велосипедов не используется. Титановые рамы состоят из сплава титана с алюминием, ванадием, молибденом, кремнием и другими химическими элементами.
Особенность титановых сплавов в том, что они трудно поддаются механической обработке и требуют сложных технологий при сварке, что увеличивает цену готовых изделий.
При производстве велорам в основном используют сплавы: 3Al/2.5V и 6Al/4V, отличающиеся содержанием алюминия и ванадия. 6Al/4V легче и прочнее чем 3Al/2.5V, но и дороже.
Титановые велорамы отлично работают на пересеченной местности, хорошо гасят вибрацию и сглаживают неровности наших дорог. Байк меньше теряет в скорости на разбитых дорогах, более плавен в движениях, чем алюминиевый. Он не очень быстро разгоняется в начале, но после разгона отлично держит скорость. Причем это касается не только ровных трасс, но и плохих дорог, щебня и горных троп. На нем легко взбираться в гору, так как он легкий, и приятно катиться с нее вниз - хорошо гасит вибрации.
После покупки титанового велосипеда Ваше тело перестанет чувствовать все неровности дороги, мелкие камешки и трещины не ней.
Опытные велотуристы подчеркивают, что после поездки в сотню километров на титане, тело будет чувствовать себя значительно лучше, чем после такого же алюминиевого байка, после которого все тело будет ныть и болеть.
Титан не окисляется и поэтому изделия из него абсолютно не боятся никаких погодных условий и не подвержены коррозии и могут служить практически вечно. На таком велике катаются круглый год: летом под дождем и зимой в снегу. На велораму из титана не действуют никакие соли и реагенты, которыми посыпают зимние дороги, чего не скажешь о стальных – их лучше после поездок по таким дорогам почистить от дорожной грязи, снега и солей.
Из-за такой высокой антикоррозийной стойкости титановые рамы можно использовать без окрашивания. Они имеют неброский серый вид и не привлекают особого внимания неадекватных личностей, считающих, что этот неприметный «серый велосипед» не достоин их внимания и его не продашь за хорошие деньги. Это, естественно, не касается профессиональных воров, прекрасно разбирающихся в велосипедах и знающих их реальную стоимость, но и понимающих при этом, что легко продать такой велосипед не получится – слишком они редкие и дорогие. Правда хозяину все-таки лучше не оставлять своего железного друга без присмотра или, как минимум, купить для него хороший велосипедный замок.
Главный плюс титана – особая прочность. В зависимости от типа сплава прочность на разрыв составляет от 600 до 900 Мпа, в отличие от алюминия, имеющего максимальное значение в 80-90 МПа
Погнуть или поцарапать изделие из него очень сложно. Такой велосипед не боится никаких ударов, царапин, падений и неаккуратного отношения к себе в отличие от карбоновых моделей.
Эти рамы очень легкие. Их вес может начинаться от 900 грамм и доходить до 1,5-2 кг, что для стальных и алюминиевых рам, при адекватной прочности и крепости, является труднодостижимым.
Самым главным и существенным недостатком титановых рам можно смело называть их цену. Это обуславливается редкостью и дороговизной самого металла и сложностью его обработки.
Цены на хорошие велосипеды и титановыми рамами исчисляются тысячами долларов, а у нас за такие деньги можно купить подержанный автомобиль, поэтому их покупают либо профессионалы, либо достаточно состоятельные велосипедисты. По крайней мере, в нашем магазине пока такие велосипеды не продаются.
С момента появления титановых рам, они так и не стали массовым явлением. В сегменте дорогих моделей гораздо больше карбоновых, а в среднем им слишком сложно конкурировать из-за высокой цены.
Еще один момент, который бы хотелось отметить – это титановый багажник.
Если приобретается рама, то неплохо сразу же установить и такой же багажник. Он очень легкий и крепкий, запросто выдерживает большие нагрузки и неплохо смотрится.
Итак, подведем итоги:
Преимущества титановой рамы
- Высокая прочность.
- Низкий вес.
- Мягкость. Даже большая, чем у стальной рамы. Она очень хорошо гасит все вибрации на дороге.
- Отличная управляемость байком.
- Долговечность. Рама может прослужить более 20 лет без проблем.
- Высокая антикоррозийная стойкость.
- Устойчивость к механическим повреждениям, ударам и царапинам.
Недостатки титановой рамы
- Высокая цена.
- Плохая динамика при разгоне.
- Низкая ремонтопригодность – хотя сломать ее очень сложно.
Элитные титановые рамы выпускают фирмы: Merlin, Litespeed, Kona, Mongoose, Bianchi, «Рапид» и т.д.
Велосипед с титановой рамой фирмы "Рапид" |
В качестве итога скажу следующее. Я лично считаю, что самый лучший и оптимальный вариант велосипедной рамы – это титановая рама. Но, и это очень важное «но» - она очень дорогая.
Так что если есть деньги – смело берите титановую раму и наслаждайтесь жизнью!
И в заключении:
Интересное видео с мнением байкера о своем велосипеде на титановой раме
В следущей статье рассмотрены качества карбоновых велосипедов.
Что еще можно почитать о материалах для велосипедных рам:
- Материал для велосипедной рамы
- Плюсы и минусы стальных велосипедных рам
- Велосипедные рамы из алюминия (алюминиевых сплавов)
- Карбоновые велосипедные рамы - особенности и нюансы выбора
- Оригинальные и экспериментальные материалы для велосипедных рам (магний, скандий, дерево, бамбук)
Комментарии